ВОКРУГ МОРЯ: ВСПОМИНАЕМ ПРОШЛЫЙ ОТПУСК (и готовимся к новому)

6 Апрель 2018
Куда поедем

Предыдущая статья:

Значит, так, сказал мне год назад Игорь Моржаретто. Я еду в Болгарию на машине, а обратно лечу. А ты давай наоборот. Вот увидишь, как это будет интересно, здорово, удобно. И дешево. За исключением «удобно», все так и вышло. Подробности – в традиционной форме алфавитного указателя.

Антон Чуйкин

А – авиабилеты. Искали их задолго до отпуска, а когда нашли – они стали основным мотивом именно такого путешествия: туда самолетом, обратно автомобилем. В августе прошлого года мы заплатили 10 тысяч рублей за 4 билета на всю нашу семью (двое взрослых и двое детей). Обратно они стоили уже в 4-5 раз дороже. Поэтому идея вернуться на автомобиле, любезно предоставленным коллегой, заиграла новыми красками.

Б – Бургас. Одно из самых популярных мест отдыха в Болгарии, перевалочная база для всех, кто разъезжается по побережью от Созополя до Солнечного Берега. Не столько крупный, сколько плотно загруженный аэропорт принимает в высокий сезон десяток-другой рейсов из одной только России. Наш «Джамбо-джет» прибыл сюда одним из первых в это утро…

В – визы. Первоначальный план подразумевал проехать тем же панъевропейским маршрутом, который в начале прошлого лета опробовали друзья. Но тут выяснилось, что в бюджет отпуска мы забыли заложить стоимость виз: от 35 евро за шенген, да еще столько же за польские транзитные. Впрочем, деньги – дело наживное, а вот время уже поджимало, и визами надо было заняться вчера… или придумать что-то еще. И вот тут вспомнилась старая идея объехать Черное море по кругу. Болгария – Турция – Грузия – Россия: вот наш новый маршрут! И визы не нужны!

Г – границы. Нам предстояло преодолеть три, между Болгарией и Турцией, потом на между Грузией и Турцией и, наконец, грузинско-российскую. Последняя вызывала наибольшие опасения: очередь на несколько часов прошлым летом была совершено обычным делом. (Боюсь, что так будет и в наступающий сезон). Зато две другие, по рассказам бывалых, преодолеваются за час. Это нам и предстояло проверить. Но до этого – классный отдых на Золотых песках!

Д – деревня (болгарская). Среди развлечений, помимо купания, грязевых ванн в Поморье (родина «Поморина»; грязью многие мажутся самодеятельно, но ведь так и веселее), прогулок на яхте и аквапарка – экскурсия в болгарскую деревню. Это такое кабаре плюс сувенирные лавки. Под тыщу человек свозят сюда автобусами, поят-кормят-развлекают и с некоторым трудом и не всегда точно возвращают по отелям и пансионам.

Е – еда. До сих пор помню, как в первый визит в болгарскую Равду (неподалеку от пиратского Несебра) мы вдвоем пообедали огромной тарелкой цацы (жареная килька) и пивом – а в жару больше ничего и не хотелось – за 90 рублей. С тех пор рубль несколько изменился, а цаца нет. 700-1000 рублей на обед и 1500 на ужин для двух взрослых и двух детей вам хватит за глаза. И это будет очень вкусно. Попробуйте кашкавал пане и непременно со мной согласитесь. Всё, поехали, пока автор и читатель не заработали язву!

Ё – первая граница, которая заставила громко и с чувством произнести эту букву, когда офицер на турецкой стороне, кроме паспортов, попросил полномощно, и уточнил на английском: attorney. Никогда и нигде, за исключением России, не спрашивали у меня доверенность на автомобиль. Поэтому она была только на русском… Прямо напротив пограничной (или таможенной?) будочки притулилась почтовая, куда меня и направили с наказом выправить доверенность на английском и прислать по факсу. Примерно два часа заняла вся процедура в далекой Москве, по истечении которых я заплатил 12 лир (250 рублей) и получил абсолютно слепой бланк, на котором только при очень большом желании можно было различить буквы и печать. Видимо, дело было в лирах, потому что «доверенность» полностью устроила стража границы и он открыл шлагбаум. Три с половиной часа вместо расчетных часа-полутора на все пограничные формальности. Мы очень выбились из графика, но приключения только начинались…

Ж – жилье. Планируя путешествие, мы всюду заказали пансионы/апартаменты или отели (первые дешевле и для четверых подходят больше). Некоторые предпочитают искать жилье буквально по месту, чтобы ехать в свободном графике, но мы выбрали жесткое расписание, с пробегом от нескольких сотен до тысячи километров в сутки и заранее забронированными номерами. Уповая на быструю первую границу и хорошие турецкие автострады, первый ночлег запланировали через 1100 км от старта, в Самсуне, когда больше чем пол-Турции останется позади. Прибыв в пансион глубокой ночью, мы были огорошены известием: «Мест нет». Типа, кто-то не захотел съезжать, но предложим вам ночлег по соседству. Да, предложили, чью-то квартиру в многоэтажке, но вспоминать ее не хочется. Короче, в Турции – только отели и желательно сетевые!

З – заправки. Не так много потреблял наш автомобиль, около 7 л/100 км, но тем не менее в каждой стране пришлось заправляться, иногда не по одному разу. Приведу средние цены на литр «девяносто пятого» в пересчете на рубли: Болгария — 70, Турция — 80, Грузия — 55, Россия — 40. В этом году топливо подорожает – по крайней мере, в России точно…

И – индустриальная Турция. Туристам в основном знакомо средиземноморское побережье, Стамбул, а вот европейская часть страны и дорога вдоль Черного моря – не самые популярные места. Между тем, даже на скорости 100 км/ч есть на что посмотреть. Великолепная автострада ведет к Стамбулу и от него, по ней несутся тяжелые грузовики, по сторонам (кроме природы, разумеется!) видишь предприятия, порты, склады, линии электропередач… пейзаж скорее германский, нежели стереотипный курортный. Разве что объясниться тяжело: туристов мало, английский не в почете, не говоря уж о русском. А в остальном – индустриальная Европа, да и только, развитая страна. Завидно.

К – Каптюр. Пора, наконец, представить наш автомобиль. «Рено-Каптюр» легко вместил экипаж формулы 2+2, большой чемодан, огромную сумку и многочисленные корзины-картонки. Даже картина была! 114 сил нам вполне хватало, автоматическая трансмиссия (вариатор) и круиз-контроль, которым пользовались постоянно, максимально облегчили задачу водителя. Особо отмечу удобные кресла и тишину в салоне: «Каптюр» далеко ушел от прародителя-«Логана». За 4,5 тысячи километров мы с ним буквально сроднились. Отличная машина!

Л – лиры, левы, лари. Валюты всех стран, что мы проезжали, удобно начинаются с одной буквы. Курс такой: болгарский лев – пол-евро; турецкая лира – четверть евро; грузинский лари – треть (примерно). Впрочем, наличных мы почти не видели, расплачиваясь картой, за исключением разве что совсем маленьких заведений (и сумм).

М – мост через Босфор. В Стамбуле можно четырьмя способами переехать из Европы в Азию через Босфор: туннелем или тремя мостами. Мы (и навигатор) выбрали мост султана Мехмеда Фатиха, построенный в 1988 году японцами. Километровый основный пролет висит в 60 метрах над водой, так что видно далеко и красиво. Минута – и ты в Азии. Впрочем, снаружи это никак не заметно…

Н – навигация. Мы использовали приложение maps.me, заранее скачав карты стран и регионов, которые проезжали. Иногда смотрели пробки по Яндексу, в Стамбуле он работает, кстати. И очередь на погранпереходе из Грузии в Россию тоже показывает. Что же касается автомобильной навигации – она начала работать только в России, но при этом, не показывая карт раньше, явно знала, где находится. Например, время на бортовых часах сменилось ровно под шлагбаумом из Турции в Грузию. На следующий раз можно будет скачать для «Каптюра» нужные атласы… а можно продолжить пользоваться бесплатными сервисами.

О – О-3 и О-4 (трасса в Турции). Переехав в Малко-Тырново из Болгарии в Турцию, мы довольно быстро выбрались на трассу «Европа», после Стамбула продолжили путь по дороге «Анатолия», которые иначе именуются трассами О-3 и О-4 и именно в таком виде фигурируют на информационных щитах. Можно увидеть и обозначение европейского маршрута Е80. Скоростные дороги в Турции платные, и это заслуживает отдельного описания.

П – плата за проезд. Несколько лет назад Турция отказалась от шлагбаумов на платных дорогах, так что подъезжая к воротам ПВП, над которыми моргает зеленый светофор, смело давите на газ. Если есть выбор, проезжайте под указателем HGS. Это такая наклейка, которую вам надо будет купить в оплату проезда. Продается в придорожных ресторанах (да-да, не удивляйтесь, а просто говорите: «Ха-Гэ-Эс?»), отделениях почты и на некоторых съездах и въездах на скоростные магистрали в будочках под соответствующей вывеской. Нам пришлось поискать точку продажи, и вам советую не откладывать: по правилам, воспользовавшись скоростной магистралью, вы должны оплатить проезд в течение нескольких дней, но это могут проверить и при выезде из страны. Цена наклейки, по которой мы проехали всю Турцию (примерно 500 км платных дорог, включая мост через Босфор) – 60 лир, около 1000 рублей. Есть и транспондеры, для постоянных пользователей. Называются ОGS, не перепутайте.

Р – «Рено». Пару слов о популярности марки. Любопытно, что в Болгарии полно «каптюров», только они пишутся Captur. Пока не поставишь рядом российский Kaptur, разница незаметна. Но стоит припарковаться поблизости, и публику привлекает наш автомобиль, который длиннее на 20 см и вообще выглядит солиднее. В Турции больше всего «символов» и «кангу». В Грузии попадаются «логаны» и «дастеры», прежде бывшие там чрезвычайной редкостью на фоне весьма старого автопарка.

С – Сарп. Это вторая граница на нашем пути, между Турцией и Грузией. Мы закладывали на ее прохождение час-два… а уперлись в многочасовую очередь. Последние выходные лета, объяснили нам стояльцы. Все, включая туристов, поехали в Турцию закупаться – от стирального порошка до текстиля, как когда-то питерцы везли из «финки» – а теперь стоят на границе, которая с турецкой стороны, с единственными воротами для легковых машин, оказалась к такому потоку катастрофически не готова. Поглядев на расстроенных детей, которым было обещано вечерком искупаться в Батуми, я сделал то, чего делать никогда не следует. Поддался на обещания местного «жучка» за 100 долларов поставить нас в начало очереди. Пару раз мы проехали по кругу из конца в начало вереницы машин под интенсивные переговоры Миши с другом-полицейским… а потом услышали: «Извини, ничего не получится, приехала проверка». Пришлось возвращаться в очередь, которая за это время удлинилась еще на час (на прежнее место не стоило даже пытаться влезать; вернее, надо было его занять, прежде чем уезжать). Поделом! Надо сказать, что вдоль вереницы машин действительно стала периодически проезжать полиция, покрикивая сиреной – то ли пугая нарушителей, то ли не давая заснуть измученным водителям. Короче, спустя шесть с лишним часов мы въехали на грузинский КПП. И знаете, что услышали? «Покажите доверенность!» Слава богу, офицера устроила русскоязычная, и через пять минут мы уж катили в сторону Батуми.

Т – тайминг. Две границы, на которые мы против ожиданий потратили более трех и почти семь часов, выбили нас из графика настолько, что только следующий день со смешным пробегом из Батуми в Тбилиси (и наконец-то без шлагбаумов!) позволил более-менее нагнать расписание. Можно закладывать и тысячу километров в день, и больше… но нельзя полагаться, что на границе все пройдет гладко. В итоге мы уложились в шесть дней путешествия (см. ниже), но если бы можно было вернуться по времени назад, я бы распланировал его немного по-иному. Заложил больше времени на формальности, проще говоря. И заранее сделал бы доверенность на английском!

У – улей. В центре Батуми, таком многоэтажном и современном, располагается дом «Магнолия», который несколько ниже и старше окружающих небоскребов. Представьте, во всей этой громаде работает пара лифтов, и то не до самых верхних этажей. В общем, переночевать там – небольшое приключение. А жить долго – пожалуй, экстрим. Зато море – под боком.

Ф – фронт (атмосферный). Чем нас привлекало путешествие вокруг Черного моря, так это потенциальным купанием утром, днем и вечером, как только захотим. Увы, прямо со старта нас преследовал атмосферный фронт, шедший буквально по кругу. Убежать от него удалось только в Грузии: мы уехали и от моря, и от плохой погоды в Тбилиси.

Ц – цены. Вот примерная стоимость проживания; напомню, что нас двое взрослых и двое детей и мы не особенно экономили. Болгария, апартаменты – 2000 рублей в сутки, Турция и Грузия – по 2500, Россия (в Ессентуках мы сняли два номера в отеле) – 6000 рублей. В зависимости от запросов, предпочтений и широты души эти суммы можно как сократить, так и увеличить – раза в полтора точно.

Ч – часы на границе. Переход, которого я больше всего боялся, из Грузии в Россию, занял всего два часа: полчаса на грузинской стороне и полтора в очереди на российский КПП. Кстати, Грузия разочаровала: если раньше процедура погранконтроля была совсем европейской (водитель и пассажиры, посмотрите в камеру, ваши паспорта, счастливого пути), то теперь пассажиров надо высадить и отправить через терминал пешком, самому подъехать к будочке, выйти, поклониться низенькому окошку (оно же под автомобиль сделано, разве нет?) и на полусогнутых пообщаться с неприветливым стражем границы. На российской стороне вдоль очереди гоняет пограничная «буханка», гоняя нахалов, пытающихся пролезть по встречной. Так бывает не всегда (я про «буханку», а не про нахалов, так что нам просто повезло). Плюсуем долгую и невежливую проверку на въезде в Кабардино-Балкарию – итого 13 часов на переходах. Многовато.

Ш – шесть дней в пути. В итоге маршрут выглядел так. 1 день: Бургас (Болгария) – Самсун (Турция), 1100 км. 2 день: Самсун – Батуми, 550 км. 3 день: Батуми – Тбилиси, 370 км. 4 день: Тбилиси – Ессентуки, 420 км. 5-6 дни: дневной отдых на водах и вечерний старт в домой, где мы были к вечеру шестого дня, преодолев 1600 км (Ессентуки – Москва).

Э – экскурсии. Сделав себе разгрузочный день, побывали у Лермонтова, поднялись на Машук, побродили по Пятигорску и Ессентукам (в последних попали на день города, еле пробились к гостинице). Отличная была идея, перед последним большим перегоном и после пограничных злоключений устроить культурную программу.

Ю – улица ЛизЮкова. 1600 км – это без малого сутки пути, поэтому тронулись мы из Ставрополья под вечер, а к завтраку прибыли в Воронеж, где, конечно, навестили того самого котенка на улице Генерала Лизюкова, героя замечательного мультика. Поддержали прекрасный обычай мото- и автопутешественников – оставить баночку «Вискаса» или еще что-нибудь съедобное для местных животных. Благо, совсем рядом – популярный фаст-фуд.

Я. Я понимаю, оглядываясь назад, что это было нелегкое путешествие и пожалуй, решение объехать Черное море с юга, принятое для упрощения визовых формальностей, вышло боком. С другой стороны, вспоминая дороги Болгарии, автострады Турции, серпантины Грузии и родную М-4 «Дон, и очереди, и тысячные пробеги, и массу впечатлений, наш экипаж хором говорит: «А классно съездили! Есть, что рассказать!» Ну, разве не так?

На ту же тему
Свежие записи
Обзор скоростных дорог: 19-26 ноября
Обзор скоростных дорог: 19-26 ноября
Программа «Автодор сообщает»: премьера 16 ноября
Программа «Автодор сообщает»: премьера 16 ноября
Тест-драйв Jeep Cherokee: вождь бледнолицых
Тест-драйв Jeep Cherokee: вождь бледнолицых
Тест-драйв Mitsubishi Outlander: наш человек из Калуги
Тест-драйв Mitsubishi Outlander: наш человек из Калуги
ТЕСТ-ДРАЙВ 7D: LADA XRAY CROSS
ТЕСТ-ДРАЙВ 7D: LADA XRAY CROSS
 Информационный партнер

autostat273x164

 Последние материалы
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Написать в эфир
Наверх