Зачем была Олимпиада?

18 Январь 2015
Куда поедем

Предыдущая статья:

Исключим радость побед и горечь поражений, зададимся меркантильным вопросом: что вещественного осталось после Олимпийских игр в Сочи? Ровно через неделю после окончания спортивного сезона в Сочи высадились Игорь Моржаретто и Антон Чуйкин, одолжили олимпийский «Ауди-Q7» и отправились вступать в права на автомобильное наследство.

Полная версия материала опубликована в журнале «За рулем», 2014, №5.

sochi_1

Перед вами центр горного кластера, настоящая жемчужина Олимпиады – хаб (транспортно-пересадочный узел) «Красная Поляна». На самом деле известная многим Поляна лежит южнее, а это полностью новый комплекс (вокзал, отели, магазины, рестораны) совершенно альпийско-турецкого вида. Сюда ходят «ласточки» (красивые импортные электрички) из Адлера и Сочи, потом надо пересесть на один из подъемников, чтобы покататься в комплексе «Роза Хутор», или «Лаура», или «Санки». Смысла ехать наверх машиной никакого – к следующим подъемникам нас не пустили, и правильно сделали: курорт предполагает катание на лыжах, а не автомобилях. Это крайняя точка Олимпиады, от которой мы стартуем по главному курортному маршруту страны, взяв курс на Москву.

sochi_2

Протяженность новой совмещенной трассы (автомобильная и железная дороги идут рядом), ведущей из Адлера в Красную Поляну, – 48 км, включая 23 моста и три туннеля. Проложенная прямо по руслу Мзымты дорога побила все рекорды стоимости: почти 10 млрд долларов! Она в три раза дороже, чем американская программа по доставке на Марс и эксплуатации марсохода. Но результат есть: дорога быстрая и красивая. Увы, бесплатной ей жить наверняка недолго – вокруг вьется старая краснополянская трасса, приведенная в очень приличное состояние. Мы замерили время в пути: получилось 40 минут по новой дороге и ровно час по старой.

На чем ехать, вопрос не стоял. Один из гостивших в Сочи «Ауди» мы возвращали в столицу. Всего 783 автомобиля передала марка в олимпийский автопарк, это примерно 250 000 лошадиных сил, 2964 зимние шины, шесть моделей – все с полным приводом «кваттро». Потом эти машины реализовали через дилерскую сеть, разумеется, со скидкой – все-таки модель 2013 года, с пробегом… Главное требование клиентов: «Только не снимайте символику!». Действительно, есть чем гордиться. Сборная концерна «Фольксваген», которая помогала в Играх, насчитывала более 4000 машин.

sochi_3

Понятно, что в горный кластер теперь, после Игр, едут не только общественным, но и личным транспортом. У подъемника предусмотрительно построена многоуровневая парковка, но цены кусаются: час – 100 рублей, сутки – 400. Теоретически сумма должна входить в стоимость ски-пасса (800 рублей за день), а для экономных надо бы организовать бесплатную альтернативу (неудобную, далекую, но стоянку – официальную, даром). Видимо, хозяева отелей торопятся возместить олимпийские издержки. Многочисленные любители горных лыж бесстрашно бросают машины на обочине, прямо под запрещающим знаком, берут снаряжение – и наверх.

Развязка у аэропорта эффектно украшена пятью разноцветными кольцами. Отсюда едем через Адлер и в Мацесте прощаемся с недавним проклятием курортников – одноименным проспектом. Уходим направо по современному автобану на его дублер, а еще чуть дальше можем перейти на обход Сочи, идущий еще севернее. Редкой красоты дороги (мосты, эстакады, туннели нанизаны друг за другом) выведут нас сразу за границы центральной части. Транзитники даже не увидят Сочи – что и требуется любому городу. Специалисты говорят, что без Олимпиады все эти объекты построили бы лет за тридцать, а то и пятьдесят. Повезло… Следы спешки не скроешь – при нас строители вернулись в крайний туннель на дублере: доделывать и, подозреваем, сдавать трассу (открывать движение до приемки дороги – увы, обычное дело).

Через неделю после Игр народ еще побаивался заезжать на «олимпийские» полосы – штрафы были нешуточные, по 5000 рублей. Говорят, смельчакам пришли «письма счастья» и на 70 000, и на 100 000 рублей… В апреле дорожники ждали спецтехнику, чтобы аккуратно срезать старую разметку и нарисовать прерывистые линии. Забавно, насколько живым выглядит теперь город: один из нас присутствовал на открытии Игр и практически не заметил на олимпийских трассах ни местных машин, ни даже пешеходов.

Специально для Олимпиады были внесены изменения в ПДД, придуманы новые, «олимпийские» знаки с кольцами. Срок их действия закончился 21 марта 2014 года. Буквально за одну ночь все знаки, вносившие изменения в организацию потоков, сняли со своих мест – мы застали их только в таком виде.

sochi_4

К Олимпиаде отгрохали (в хорошем смысле) Логистический транспортный центр, откуда шло управление движением в городе. Это огромный зал с мониторами, где в режиме реального времени отображаются дороги (на них, без преувеличения, установлены тысячи камер); есть возможность очень быстро отреагировать на любую нештатную ситуацию. Хотя все возможные ситуации были проиграны заранее. Например, задолго до начала Игр специалисты ЦОДД знали, что самый напряженный день будет 13 февраля. Суеверия ни при чем – на этот вечер выпал максимум соревнований и награждений. Главная проблема Центра – окончание Олимпиады. Мы так и не поняли, насколько пригодится городу мощный узел, главная функция которого – выполнять расписание движения олимпийского транспорта. И найдутся ли средства его поддерживать?

На интервью с мэром Сочи Анатолием Пахомовым отправились на машине и сильно пожалели. На снимке не просто вокзал, а хаб «Сочи», где, по словам случившихся рядом инспекторов ДПС, парковки нет. Мэр этому очень удивился. Мы тоже. Проблема, как обычно, в отсутствии информации – даже у полиции (стоянка есть, но мало кому известно, где она). Мы приткнулись в одном из переулков: плотно стоящие в два ряда машины, на каждой бумажка с номером телефона. Сочинцы упражняются в остроумии: «У меня есть ключи от этой машины, тел. …».sochi_5

Дорога от моря пребывает в том состоянии, которое известно каждому курортнику. Олимпиады словно и не было. Хорошая новость: в Джубге строят большую развязку. Плохая новость (для тех, кто хотел съездить на Игры): машину приходилось оставлять за 200 км. Парковка на 928 мест в Горячем Ключе (на фото ниже) бесплатная, потом садитесь на электричку – и через четыре часа вы в Сочи. Сейчас стоянкой пользуются перегонщики автобусов, дальнейшее будущее ее работникам неизвестно.

Как наивно было считать трассу М4 «Дон» олимпийской! Этого гордого имени заслуживает лишь участок Воронеж – Москва. А в Краснодарском крае и Ростовской области – ремонт, реконструкция, объезд… Четыре недостроенных моста на одном километре – и пробки, пробки. Дорожники обещают, что до 2019 года все 1517 км «Дона» реконструируют. В итоге магистраль будет соответствовать первой технической категории: четырехполосная, с разделенными встречными потоками и развязками в разных уровнях. На фоне семи предолимпийских лет терпеть осталось немного. Тем не менее мы и по такой дороге показали среднюю скорость 74 км/ч и расход топлива 7,2 л/100 км – просто замечательно для нашего дизельного «Ауди-Q7». Из интереса занялись статистикой: от 500-го до 1000-го километрового столбика насчитали 49 мотелей и отелей. Хотя видно, что по мере готовности автобана мелкие «шанхайчики» уходят…

Следующий повод съездить в Сочи появится в октябре, когда трибуны, на фоне которых позирует наш Q7, примут зрителей российского этапа Формулы-1. Сейчас «Сочи Автодром» строится. Зарулевцы первыми провели тест на этой трассе (ЗР, 2014, № 2) и намерены продолжать. Может, без Олимпиады в Россию так и не пришла бы Формула… Коли так, этот автодром – главное и лучшее наследие Игр. До встречи в Сочи!

На ту же тему
Свежие записи
Обзор скоростных дорог: 20-27 мая
Обзор скоростных дорог: 20-27 мая
«Безумство храбрых – вот мудрость жизни»*
«Безумство храбрых – вот мудрость жизни»*
ТЕСТ-ДРАЙВ 7D: KIA SOUL
ТЕСТ-ДРАЙВ 7D: KIA SOUL
Мост через реку Северский Донец
Мост через реку Северский Донец
Тест-драйв Mitsubishi L200: быстрее, выше, сильнее
Тест-драйв Mitsubishi L200: быстрее, выше, сильнее
 Информационный партнер

autostat273x164

 Последние материалы
Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Написать в эфир
Наверх