В гости к Чехову

15 августа 2020
Куда поедем

Этим летом все границы России оказались закрытыми, и давно запланированное путешествие вокруг Черного моря (через Грузию и Турцию) пришлось отложить на неопределенное время. Но разве это повод для расстройства?

Игорь Моржаретто

Ведь перед нами – огромная непознанная Россия, только выбирай направление! После недолгого семейного совета решили, что: а) поедем на юг, там тепло; и б) поедем на машине. Тем более, что российские курорты из всей семьи неплохо знал только я. Пришло время познакомить с ними родных.

Только вот какая проблема: кажется, в июле и августе практически вся Россия решительно устремилась на курорты Крыма и Краснодарского края. По рассказам друзей, цены на жилье и питание, а так же овощи-фрукты в тех краях взлетели непомерно, а пляжи Сочи и Ялты стали напоминать сцены из любимого советского фильма «Будьте моим мужем». Может, я тут несколько преувеличиваю, но опять же на семейном совете решили, что постараемся найти место столь же теплое, но не слишком заселенное туристами.

И тут мы вспомнили, что кроме Черного, на юге есть еще и Азовское море! Пусть оно и мелкое, но не настолько же, что купаться нельзя, зато точно – теплое. А я в свое время часто бывал в командировках в главном городе нашего Приазовья —  Таганроге, и он мне очень понравился. Решено – едем в Таганрог! Тем более, что от столицы всего-ничего – 1100 км, так что можно легко проехать это расстояние за один день.

ПРО ДОРОГУ

Магистраль М-4 «Дон», ведущая от столицы через Воронеж к Ростову-на-Дону (и далее к Краснодару и Черноморскому побережью) — это наша радость и боль. Сколько лет (вернее, десятилетий) я езжу по этой трассе, и с каждым годом она становится лучше, краше, современнее… Но окончательно все проблемы, кажется, изжить не удастся никогда.

Построено столько скоростных участков – но каждый год возникают новые «места притяжения» проблем… Вот, наконец, торжественно открыли скоростной обход Лосево и Павловска в Воронежской области; казалось бы, в прошлое должны уйти бесконечные пробки в этом, еще недавно самом узком месте трассы… 

Ушли! Можно тут пролететь с ветерком… чтобы угодить в цепкие объятия заторов в Ростовской области, где ремонтируют несколько мостов.Да, они старые, наверное, давно надо бы их поставить на капитальный ремонт, но не одновременно же! Вот и сейчас (в начале августа) с обеих сторон пробка у моста на повороте на Гуково – по 5 км, такая же – у поворота на Красный Сулин… И это в будний день, когда поток автомобилей чуть ослабевает; в выходные дни еще хуже. А в конце августа тут будут проходить до 100 тысяч автомобилей в сутки!

Есть проблемы и в других местах на трассе: в Подмосковье на пересечении с бетонкой А-107 (здесь будет проходит ЦКАД и строится новая развязка), в районе моста через Оку у Каширы… Всего дорожные работы, по официальным сообщениям Госкомпании «Автодор», этим летом ведутся более чем на 35 участках трассы М-4. Поэтому и получается, что только успеваешь разогнаться на скоростном отрезке – и тут ждет знак «Ремонтные работы» и ограничение скорости.

Если в Московской области только пара мест ремонта, то в Тульской — уже пять, где есть ограничения движения из-за ремонта и реконструкции. Причем в большинстве случаев работы ведутся за пределами автодороги, где-то на обочине, а то и вовсе в стороне. Но знак «60» все равно стоит! И при нем работает камера видеофиксации…

В Липецкой области — 8 участков, в Воронежской области — 14, где работают дорожники. А еще работы идут на четырех отрезках в Ростовской области и на трех — в Краснодарском крае. Но ехать-то надо! В результат режим движения – рваный, что очень утомляет и раздражает водителей.

Немало на трассе и видеокамер, которые фиксируют нарушения Правил. Если и нужен водителю здесь навигатор на смартфоне, то не для того, чтобы дорогу показывать, а для обнаружения камер. Только быстро утомляет встревоженный голос, непрерывно вещающий: «Внимание! Впереди камера на скорость!»

И еще о деньгах. Автотрасса М-4 в заметной части – платная (хотя есть и бесплатные участки). Есть альтернатива и у каждого платного, но в этом случае, как правило, ехать придется через города и села, и дорога сильно растянется по времени. В начале курортного сезона по традиции стоимость проезда повысили, и сегодня проезд от Москвы до побережья Черного моря обойдется в 1,1-1,7 тыс. рублей (в зависимости от того, будете вы двигаться днем или ночью). Если у вас есть транспондер, то вы не только сэкономите деньги (проезд обойдется в 950-1450 руб.), но и проедете через все ПВП (пункты взимания платы) без остановки…

За путешествие до Ростова-на-Дону владельцу транспондера придется выложить всего 590-960 рублей. С учетом того, что нас в машине четверо – не так уж и много. Но главное – правильно рассчитать время выезда в дорогу. Кому-то больше нравится ехать ночью (машин меньше, да и стоимость проезда ощутимо ниже), кто-то едет только днем. Не самое лучшее время для поездки – выходные дни: поток возрастает многократно и пробки – гарантированы. И обязательно надо чередовать длинные перегоны с отдыхом: усталость за рулем (или, не дай бог, сон!) – одна из главных причин аварийности на дороге!

ВДОЛЬ ТРАССЫ

Но вот что хорошо – вдоль трассы очень развита инфраструктура, и нет никаких проблем с тем, чтобы заправить автомобиль, поесть, немного отдохнуть или устроится на ночлег. Одних мотелей и гостиниц у шоссе – сотни, на любой вкус и кошелек!

Для тех, кто собирается повторить наш маршрут к Азовскому морю. Не доезжая до Ростова-на-Дону, надо свернуть на новый аэропорт «Платово», далее через северный обход города, населенные пункты Крым и Чалтырь выйти на трассу А-280, которая ведет к Таганрогу и далее – к украинской границе. Итого от столицы – обещанные 1100 км. 

Кстати, если по дороге на юг мы, как и большинство, летели на встречу с морем, то на обратном пути решили не спешить и проехали то же расстояние за два дня. Зато посетили потрясающий пещерный Воскресенский Белогорский мужской монастырь (это недалеко от Павловска), дворец принца Ольденбургского (город Рамонь в Воронежской области) сафари-парк «Кудыкина гора» в Липецкой… Получили огромное удовольствие!

И это лишь малая часть чудес, которые ждут путешественников, стоит лишь чуть свернуть в сторону от скоростной трассы… Знаете ли вы, как хорош город Елец, или что положено приносить к памятнику котенку на улице Лизюкова в Воронеже?..

АЗОВСКОЕ МОРЕ И ТАГАНРОГ

Таганрог, между прочим, чуть было не стал столицей России. Его в 1698 году основал Петр I, мечтавший первоначально прорубить окно в Европу на юге, разгромив турок на Азовском и Черном морях. А потом перенести сюда столицу (Москву, как известно, он недолюбливал…) И план города, и крепости тоже собственноручно царь начертал! Только вот легкой победы над турками не случилось, и русские войска отступили. И дальше Петр уже пробивал окно на Балтике, где спустя пять лет основал новую столицу. Так что в этом смысле Таганрогу не повезло.

 

 

Зато несть числу знаменитостей, которые здесь родились (самые известные – Антон Чехов и Фаина Раневская), жили или умерли (знаете про таинственную смерть императора Александра I?..) И сегодня центральная часть города очень неплохо сохранила дух провинциального южнорусского города середины XIX века, и по его тенистым улицам очень здорово гулять теплым летним вечером. Заглянуть к Антон Палычу, например…

Здесь работает множество самых разных музеев, а еще полно отличных (и совсем недорогих!) кафе и ресторанов, парков и скверов. Вдоль улиц растут абрикосовые деревья, и упавшие зрелые плоды не принято собирать. Зачем? У каждого есть свой собственный сад, а на рынке абрикосы продают ведрами, за символическую цену. Так же, как и местные огурцы-помидоры и другие овощи-фрукты. По части продуктового изобилия (при невероятной дешевизне) Таганрог в моем личном рейтинге – на первом месте.

Впрочем, и проживание даже в пик сезона стоит немного. Самый дорогой номер в лучшем местном отеле обойдется тысяч в пять в сутки, а обычный – вдвое дешевле. Хорошую трехкомнатную квартиру на набережной нам предлагали за три тысячи, однушку – за тысячу.

Только вся проблема в том, что в Таганроге… нет моря. Пляжи есть, а моря – нет. Есть Таганрогский залив Азовского моря, которое считается самым мелким, а уж залив… Можно пройти несколько сотен метров по воде, а все – по колено.

Поэтому местные в качестве места для отдыха и купания выбирают Миусский лиман. Он широкий (местами более 2 км) и глубокий… но только по сравнению с местным морем. В среднем – метра полтора или чуть больше, но плавать можно. Тем более, что вода чистая и теплая. Однако дно илистое, а берега – обрывистые. Но у многочисленных баз отдыха есть свои пляжи с лесенками, ведущими к воде. Или с причалами. В жару мы бегали сюда по несколько раз в день, чтобы окунуться, освежиться, поплавать… Кстати, два номера в коттедже на берегу (в каждом – спальня, кухня, душ, туалет, кондиционер) с собственным столом во дворе и мангалом стоили 3500 рублей. За два. В сутки.

И это может примирить с отсутствием настоящего моря. Тем более, что неплохой пляж мы все-таки нашли, в 15 минутах езды, практически у самой украинской границы. С зонтиками, кафе и прокатом катамаранов. И море там было глубокое – по грудь. Если отойти метров на 100 от берега. 

На Азовском море мы провели 10 очень жарких дней. Поездкой в целом довольны – загорели, накупались, объелись свежими фруктами и овощами. Чуть не хватило настоящего моря и… Таганрога. Потому что по улицам этого замечательного города лучше бродить не в 40-градусную жару. Так что я сюда еще обязательно приеду еще раз, только лучше – ранней осенью.

ПОЕХАЛИ ДАЛЬШЕ!

Путешествовали мы на обновленном совсем недавно кроссовере «Рено-Каптюр». Наш красавец двухцветный, в максимальной комплектации Edition One, с новым турбомотором мощностью в 150 л.с. Единственное – у нашей машины не было полного привода (хотя есть и такой вариант), но тут я сделал вполне сознательный выбор. Никакого бездорожья во время путешествия не предвиделось, а клиренс в 205 мм и надежная подвеска позволили легко преодолевать разбитые местные дорожки.

 

Более того – без всяких проблем проехал и по песчаному пляжу. Зато в итоге мы получили чуть более вместительный багажник и очень скромный расход топлива – в среднем около 7 л на 100 км. И это при том, что на скоростных участках трассы М-4 я выставлял на круиз-контроле 120 км/час! Мотор охотно набирает обороты и позволяет легко совершать обгоны на трассе. Совсем иное ощущение, чем на «Каптюре» первого поколения с мотором 1,6 л/114 л.с., на котором я путешествовал несколько лет назад…

 

Словом, новый кроссовер «Рено» — отличный автомобиль не только для города, но и для самых разных путешествий, надежный, комфортабельный и быстрый. После недавнего обновления автомобиль сохранил то лучшее, за что его любили (привлекательный дизайн в первую очередь). А за что критиковали – так это изменили и улучшили. Он теперь отлично управляется и едет, а материалы в салоне выглядят дорого-богато! А уж как моим детям понравились два USB-входа для задних пассажиров…

Поехали дальше! Куда? Теперь на северо-запад…

 

На ту же тему
Свежие записи
Обзор скоростных дорог: 23-28 сентября
Обзор скоростных дорог: 23-28 сентября
ПРО ОБХОД ТВЕРИ
ПРО ОБХОД ТВЕРИ
Право первой ночи
Право первой ночи
КАК БУДЕМ ПЛАТИТЬ НА ЦКАД
КАК БУДЕМ ПЛАТИТЬ НА ЦКАД
ПИКОВЫЙ АВГУСТ
ПИКОВЫЙ АВГУСТ
 Информационный партнер

 Последние материалы
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
Написать в эфир
Наверх